Герб и геральдика |
|
Главная Новости Правила игры Особенности мира Хронология событий Старая Аристократия Новая Аристократия Анкеты персонажей Дружественные проекты Игра |
Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает историю возникновения, развития и использования гербов, их символику. Согласно канонам классической геральдики герб состоит из щита, шлема с короной, определяющей ранг владельца герба, из обрамления щита (намета), щитодержателя, мантии и девиза. Ромбовидный щит, как правило, принадлежит даме. Все фигуры смотрят влево от нас. На ободке герба помещали девиз его владельца, позже его стали писать на ленте. Девиз феодала красноречиво говорил о его жизненных принципах: "Я не король и не принц, а сеньор де Куси!", "Герцог Савойи, иду своей дорогой"; девиз английских королей "Бог и мое право!". Гербы Костюм не был единственным способом выразить собственную индивидуальность или продемонстрировать свою принадлежность к какой-то определенной социальной группе. Аналогичную функцию выполняли многочисленные аксессуары, знаки отличия и эмблемы. Среди последних стоит особо выделить гербы, появляющиеся в XII веке. Для историка они дают одно из наиболее верных отражений средневекового менталитета. Всем известно, что представляет собой герб, — это цветная эмблема, обычно на щите, принадлежавшая отдельному лицу, семье или обществу (союзу, ордену и т.п.) и подчиняющаяся специальным правилам геральдики. Однако, вопреки распространенному мнению, гербы никогда не были достоянием одного только дворянства; они коренным образом отличаются от символических изображений античности, не имеют ничего общего с таинственным миром символов, а их появление никак не связано с Крестовыми походами. Самое древнее происхождение имеет герб Жоффруа Плантагенета, будущего графа Анжуйского: голубой щит с шестью золотыми львами. Согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа Плантагенет получил его в 1127 году от своего тестя, короля Англии Генриха I, по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V. Как бы то ни было, во второй четверти XII века гербы появились в различных областях Западной Европы: в Анжу, Нормандии, Пикардии, Иль-дег.Франсе, Южной Англии, долине Рейна. После 1150 года гербы распространяются не только в географическом, но и в социальном отношении. Если на первых порах ими пользовались лишь военачальники, то постепенно они стали приниматься их вассалами и вассалами их вассалов, так что к началу XIII века гербами оказалось снабжено уже все среднее и мелкое дворянство. Гербы настолько вошли в моду, что постепенно их стали присваивать себе женщины (еще до 1156 года), города (начиная с 1190 года), клирики (примерно с 1200 года), бюргеры (примерно с 1225 года) и даже крестьяне (начиная с 1234 года). Это длилось вплоть до XV века. Так что в Средневековье ношение герба нельзя назвать привилегией только одного особого сословия. Заимствование традиции гербов с Востока или из какой-то другой определенной местности весьма спорно. Скорее всего, их появление связано с развитием военного снаряжения, особенно шлемов. Когда в начале XII века воины сделались трудно узнаваемыми в своих доспехах, у них появилась привычка вывешивать на больших полотнищах изображение своего щита с отличительными знаками, сначала непостоянными и меняющимися по воле их фантазии, а затем все более стабильными. Гербы возникают тогда, когда один и тот же человек начинает постоянно пользоваться одними и теми же знаками. Для составления гербов заимствовали: у знамен — цвета и геометрическое деление; у печатей (уже обладавших наследственным характером) — набор изображений (животные, растения, предметы); у щитов — треугольную форму и общее расположение. Таким образом, гербы создавались не стихийно, а явились результатом слияния в единую систему различных ранее существовавших элементов. И произошло это совсем не внезапно. Так, например, наследственное употребление гербов внедрялось очень медленно. Во времена правления Людовика Святого у многих сыновей щиты коренным образом отличались от тех, что принадлежали их отцам. Правила составления герба также установились лишь с середины XIII века. Только одно из них соблюдалось с самого момента возникновения, возможно потому, что заимствовано из правил составления знамен. Оно предписывало порядок расположения эмалей и запрещало класть «металл на металл и цвет на цвет». Из металлов и цветов использовались: золото (желтый) и серебро (белый); из цветов — сабль (черный), червлень (красный), лазурь (голубой), синопль (зеленый) и позднее пурпур (фиолетово-коричневый). Считается неправильным располагать золото рядом с серебром, червлень рядом с лазурью, сабль рядом с синоплем и т. д. Язык герба также не отличается от обычной речи. Зеленый цвет, в классической геральдике называющийся «синопль», в XII—XIII веках был еще просто «зеленым». Но технический аспект герба — далеко не главное. Потому-то самое интересное для историка — найти причины, определившие выбор тех или иных фигур какой-либо семьей или личностью. Причина могла быть политической: принимали то же изображение, что и сеньор или вождь группировки, к которой принадлежали. У многих фламандских семей на щите присутствует лев, как на графских гербах. Людьми могло руководить желание отразить в гербе родственную связь, историческое событие, географическое расположение или профессию. На гербе у каменщика мог красоваться мастерок, у мясника — бык, у рыбака — рыба; тот, кто принимал участие в Крестовом походе, мог сохранить в своем гербе изображение креста, а уроженец какого-нибудь города изображал на гербе то, что напоминало ему о родине. В гербе мог содержаться намек на имя отца, имя, полученное самим человеком при крещении, или прозвище. Так, некий Жан Лекок имел герб с изображением петуха ( Le coq (фр) — петух (Примеч. пер.)), а Гильом Легупиль — с изображением лисы ( Le goupil (фр.) — лиса (Примеч. пер.)). В середине XII века многочисленное семейство Люси, обладавшее владениями и в Англии, и на континенте, приняло как эмблему изображение щуки, так как в древ-нефранцузском языке слово lus обозначало эту рыбу. Выбор герба мог быть, наконец, делом вкуса, возможно, связанным с символическими изображениями, но если геральдическая символика и существовала, она всегда оставалась очень примитивной: лев обозначал силу, ягненок — невинность, кабан — храбрость, крест — христианина и т. д. Набор изображений, сначала ограниченный всего лишь несколькими животными (лев, орел, медведь, олень, кабан, волк, ворон) и несколькими геометрическими фигурами, стал более разнообразным, когда гербы распространились среди тех дворян и отдельных лиц, кто не участвовал в войнах. На их гербах можно уже встретить не только предметы военного снаряжения (щиты, знамена, кольчуги, попоны), но также и совсем бытовые вещи: мебель и одежду, печати, манускрипты, монеты, весы, витражи, надгробия, каменные плитки пола, верхнее и легкое платье, перчатки и различного рода домашнюю утварь, орудия труда. Литература не осталась в стороне. С начала XIII века у ее героев появляются гербы, похожие на те, что существовали в действительности. Авторы приписывают королю Артуру лазурный щит с тремя золотыми коронами, Ланселоту — серебряный щит с тремя красными полосами, его кузену Борсу — похожий щит с горностаевым мехом (в подражание настоящим бризюрам ( Бризюра — особый знак, указывающий на положение младшего члена рода(Примеч. пер.))), а доблестному Галахаду, первому избранному на поиски Грааля, — серебряный щит с красным крестом, напоминавший знамена христианских рыцарей, отправлявшихся в Святую землю. Мишель Пастуро, целиком здесь Геральдика Начнем с того, что о геральдике написал сам Мартин: "Хочу отметить, что …правила геральдики в Семи королевствах гораздо менее жестки, нежели в нашем мире в позднее средневековье. Геральдического устава как такового не существует, равно как и института подготовки герольдов, который бы отслеживал и проводил его в жизнь, не существует ни формального регламентирования каденции (уставных гербовых элементов, обозначающих степень родства - I), ни дифференциации (стандартных правил, регламентирующих внесение новых элементов в родственный герб - I). Таким образом, рыцари и лорды располагают значительной свободой в том, какие щиты им носить и как обыграть символы своего дома… или другие символы, все зависит от ситуации. Так, Большой и Малый Уолдеры в Винтерфелле носят на щитах и камзолах гербы, в которые включены эмблемы домов матери и бабки, хотя они с полным правом могли бы носить фреевские башни без всяких дополнений. Трое сыновей Мэйса Тирелла должны носить розу Хайгардена и порой носят ее… однако, когда двое или трое из них сражаются на одном поле брани, зачастую можно увидеть сира Гарлана (второго сына) с двумя розами на щите, а сира Лораса (третьего) - с тремя. То же можно видеть в случае с Пиэрсом Кароном, рыцарем-арфистом из "Межевого рыцаря": на турнир он выехал со своей личной эмблемой (арфой) на щите и с соловьями Каронов на камзоле и попоне; а также с Раймуном Фоссовеем из того же рассказа, который дал начало ветви Фоссовеев зеленого яблока, когда он порвал со своим кузеном. Что-то подобное сделал Робб Старк, когда выезжал из Винтерфелла ("Игра престолов"); можно вспомнить, что тогда на его щите была изображена волчья голова, а не бегущий волк, как на знаменах Старков. Несомненно, некоторые из древних Королей Севера имели свои собственные эмблемы, хотя я пока не решил, какие. Такое случалось постоянно в раннее средневековье, когда геральдика не была упорядочена и в значительной степени зависела от личных симпатий. Лишь позже все было регламентировано". <..> В Вестеросе герб может унаследовать только законнорожденный сын. В отличие от средневековой Европы, где бастарда геральдически обозначала полоса, пересекающая щит по диагонали, у нас все происходит иначе: бастард ни в коем случае не наследует герб отца, однако при соблюдении всех условий волен взять себе любой другой герб, который унаследуют его законные потомки. Следует отметить, что, как это ни парадоксально,
наука герольда в Вестеросе куда сложнее, чем в средневековой
Европе. Поскольку регламентированных правил нет, очевидно,
что хороший герольд должен запоминать бессистемное, то есть
быть знаком не только с родовыми гербами, но и со всеми частными
случаями гербовой фантазии. Однако тут наше второе замечание:
господа, не надо увлекаться творением гербов чрезмерно. Настоящий
благородный воин горд своим родом в гораздо большей степени,
нежели своею собственной глупой выдумкой. Изобретение собственного
герба - это мощный порыв души, свидетельствующий о готовности
человека порвать с родом ради той идеи, которая подвигла его
на запечатление новой фигуры на своем щите. Илсе, сайт
игры Некоторые правила Символика цветов и обозначения
Все, что изображалось на гербе, имело большое значение. Изображения делились на геральдические (линии и кресты) и негеральдические - естественные (люди, животные, растения, светила, стихии, например, туча), искусственные (изображение богов, оружие, корабль и т.д.), легендарные (дракон, кентавр и др.). Символика фигур, изображаемых на гербе:
Положение фигур на щите Если на щите одна фигура, то она всегда располагается в центре. Если фигур несколько, то они должны занимать все поле щита, не касаясь его края. Формы
Источник: разные ГЕРОЛЬДЫ Герольды систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику" Существует два варианта происхождения терминов "геральдика" и "герольд": от позднелатинского heraldica (от heraldus - глашатай), или от немецкого Herald - испорченного Heeralt - ветеран, как называли в Германии в средние века людей, имевших репутацию доблестных и храбрых воинов, приглашавшихся в качестве почётных гостей и судей на разные торжества, и, в частности, на турниры. Эти ветераны должны были сохранять обычаи рыцарства, вырабатывать правила турниров, а также следить за их соблюдением. Предшественниками герольдов были представители
нескольких родственных профессий, чьи обязанности объединялись
и уточнялись, что привело к появлению герольдов в классическом
понимании этого слова - глашатаи, придворные и странствующие
менестрели, а также упомянутые выше ветераны. Менестрелями (франц. menestrel, от средневекового латинского ministerialis) называются средневековые певцы и поэты. Во всяком случае такой смысл этот термин приобрёл во Франции и Англии в конце средних веков. Первоначально во всех феодальных государствах министериалами назывались лица, состоявшие на службе у сеньора и исполнявшие при нём какую-либо специальную обязанность (ministerium). Среди них были и поэты-певцы, в отличие от своих странствующих собратьев по ремеслу постоянно находившиеся при дворе или высокопоставленном лице. Во Франции в XII веке менестрелями иногда назывались служащие короля вообще, а иногда - его придворные поэты и певцы. Функция придворных менестрелей состояла в воспевании и прославлении подвигов своих господ-феодалов. А отсюда недалеко уже и до функции распорядителей придворных церемоний и, в частности, рыцарских турниров. Вполне вероятно, что странствующие менестрели, чьё искусство было востребовано при дворах европейских феодалов, накопили опыт в распознавании гербов, постоянно их окружавших. Древнейшим из известных поэтов-герольдов был Конрад Вюрцбургский, живший в XIII веке. О функциях ветеранов, по роду своей деятельности имевших непосредственное отношение к гербам, уже было сказано. Не исключено, что представители всех трёх профессий назывались в определённый исторический момент одним общим термином - герольды. Так или иначе, но распространение рыцарских турниров способствовало появлению особых официальных лиц, которые должны были провозглашать открытие турнира, разрабатывать и соблюдать церемониал его проведения, а также объявлять все поединки и имена их участников. Это требовало специальных знаний - герольд должен был хорошо знать генеалогию благородных семейств, чьи представители принимали участие в боях, и уметь распознавать гербы рыцарей, съехавшихся на турнир. Так постепенно профессия герольдов приобретает сугубо геральдический характер, а на турнирах рождается собственно геральдика. Французское название геральдики - "blason" - происходит от немецкого "blasen" - "трубить в рог" и объясняется тем, что когда рыцарь подъезжал к барьеру, ограждавшему место проведения турнира, он трубил в рог, чтобы возвестить о своём прибытии. Тогда выходил герольд и по требованию судей турнира описывал вслух герб рыцаря в доказательство его права принять участие в турнире. От слова "blasen" происходит и французское "blasonner", немецкое "blasoniren", английское "blazon", испанское "blasonar" и русское слово "блазонировать" - то есть описывать герб. Герольды создали для описания гербов особый жаргон (и сегодня используемый специалистами по геральдике), основанный на старофранцузском и средневековой латыни, так как само рыцарство, как и многое с ним связанное - рыцарский кодекс, оружейные разработки, турниры и, наконец, геральдика - берёт начало из Франции, а точнее из империи Карла Великого (747-814), населённой франко-германскими племенами. Большая часть геральдической терминологии обозначается квазифранцузскими, устаревшими словами. В средние века французский язык использовался правящими классами в большинстве стран Западной Европы, так что правила геральдики должны были быть составлены на этом языке. Впрочем, некоторые геральдические термины настолько витиеваты, что кажутся нарочно разработанными для того, чтобы озадачить непосвящённых. О выработанных герольдами специальных терминах речь пойдёт ниже. Предполагается, что русское слово "герб" заимствовано из польского "herb" и встречается во многих славянских и германских наречиях (herb, erb, irb) в значении наследник или наследство. Славянское название этого опознавательного знака прямо указывает на его наследственный характер. Английский термин "coat of arms", обозначающий герб, произошёл от названия особого предмета одежды "surcoat" - полотняной или шёлковой накидки, предохраняющей доспехи рыцаря от солнца и дождя (слово "рыцарь" происходит от немецкого "ritter" - всадник). Итак, гербы приобретают всё большее значение в странах Западной Европы. В Англии с XII века герольды пользуются почётом при дворе королей. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день (это учреждение - "The College of Arms" - располагается в Лондоне на Queen Victoria Street). Во Франции Людовик VII (1120-1180) установил обязанности герольдов и повелел украсить геральдическими лилиями все королевские регалии. При французском короле Филиппе II Августе (1165-1223) герольдов начинают одевать в рыцарское платье с гербом владельца и возлагают на них некоторые обязанности на турнирах. Обязанности герольдов точно формулируются к середине XIV века. Звание герольда становиться почётным, в него возводят лишь после какой-либо битвы, турнира или церемонии. Для этого государь возливал на голову посвящаемого кубок вина (иногда воды) и давал ему имя города или крепости, связанных с церемонией посвящения, которое герольд сохранял до получения следующей высшей степени - звания оружейного короля (фр. "roi d'armes", нем. "Wappenkoenig"). Обязанности герольда делились на три главные группы: 1) на них возлагалось объявление войны, заключение мира, предложение сдачи крепости и тому подобное, а также счёт убитых и раненых во время битвы или турнира и оценка доблести рыцарей; 2) они обязаны были присутствовать на всех торжественных церемониях - на коронации или погребении государя, при возведении в рыцарское достоинство, торжественных приёмах и т.д.; 3) на них возлагались чисто геральдические обязанности - составление гербов и родословных. Труд герольдов оплачивался очень хорошо, существовала традиция не отпускать присланного герольда без подарка, чтобы не проявить неуважение к приславшему его государю. |